ВИТЯЗЬ ОТКРЫВАЕТ МИР

экспозиции корабля науки воссоздаются после реставрации

ВИТЯЗЬ ОТКРЫВАЕТ МИР

экспозиции корабля науки воссоздаются после реставрации
НИС «Витязь» вернулся из докового ремонта в конце декабря 2019 года, и на нем полным ходом идет монтаж экспозиций. Часть помещений и открытые палубы гости музея смогли посетить уже в новогодние каникулы, а некоторым даже  посчастливилось увидеть, как работают экспозиционеры.

Всего на судне более 30 залов и мемориальных кают, которые постепенно "оживают",  открывая посетителям безграничный мир океана: его природы, истории путешествий и исследований. 
НИС "Витязь" ждет своих гостей в новых экспозициях!

НИС «Витязь» — легендарное судно в истории океанологии, которое внесло выдающийся вклад в изучение Мирового океана. Под флагом АН СССР судно совершило 65 научных рейсов, прошло около 800 000 миль, выполнило 7 942 научные станции. С его борта была измерена максимальная глубина (11 022 м) в Марианской впадине и открыт новый тип животных — погонофоры. На «Витязе» сформировалась школа отечественной океанологии, в экспедициях работали ученые 50 научных институтов нашей страны и 20 стран мира. 
Гидролаборатория
Это одна из 14 лабораторий, работавших на "Витязе". Здесь было сделано одно из важнейших океанологических открытий ХХ века - открытие противотечения в Индийском океане, названное впоследствии в честь ученого Б.А. Тареева. В разное время здесь велись работы по изучению гидрологического режима и свойств океанских вод. 
Камбуз
НИС "Витязь" славился своей отменной кухней. Бессменный кок Валерий Лютоев особенно прославился своими фирменными пирожками с разными начинками.
Каюта капитана
Эта каюта - единственная на "Витязе" - состоит сразу из трех помещений: рабочего кабинета, спальни и ванной. Интерьер каюты воссоздает атмосферу 60-х гг. XX века, а в ванной  сохранился оригинальный кафель, которым были выложены стены и пол в 1939 году, еще при строительстве судна.   В 25-ти рейсах "Витязя" управлял судном Игорь Сергеев, которого часто вспоминают как лучшего капитана в истории судна.
Image
Каюта старшего штурмана
Это одна из мемориальных кают, воссозданных на "Витязе" и в точности повторяющих обстановку 1960-х гг. XX века. Как правило, старший штурман - это будущий капитан. Он отвечает за правильный курс судна и работу приборов, связанных с управлением кораблем. В 1961 году эту должность на "Витязе" занял Эдуард Ребайнс. Он прожил в этой каюте пять лет и не раз выполнял обязанности капитана, что помогло ему впоследствии стать капитаном научного судна "Академик Курчатов". Неслучайно в каюте старшего штурмана представлены и его личные вещи.
Image
Каюта старшего механика
Старший механик занимает особое положение на судне, не случайно по традиции его часто называют "дедом".Он контролирует работу главного двигателя судна и других механизмов, обеспечивающих движение корабля и вырабатывающих электроэнергию для всех его систем. Его каюта располагается рядом с машинным отделением и соединена с ним телефоном и специальным устройством - переговорной трубкой. Каюта состоит из кабинета и спальни. Интерьер типичен для 1960-х гг.
Медицинский блок
В этом помещении проводились медицинские осмотры и экстренные операции членов экипажа и научного состава судна. Однажды здесь пришлось провести ампутацию фаланги  пальца научному сотруднику, который повредил его лебедочным тросом во время спуска прибора.
Каюта научного сотрудника
Научными сотрудниками «Витязя» был собран уникальный материал и сделано множество открытий в разных областях океанологии: на картах появились новые географические названия подводных гор и глубоководных желобов, были открыты и описаны новые виды животных и растений.
Салон команды
В этом помещении на "Витязе" отдыхали участники экспедиций и члены экипажа.  Здесь накрывались столы, играла музыка, а из соседнего помещения - буфетной - подавалась еда.  Здесь же проводились официальные мероприятия, собрания команды, численность которой составляла 50-70 человек. На стенах и в боковых витринах под стеклом - страницы из истории "Витязя".
Image
Фонарная
В этом помещении хранились сигнальные огни, которые являются одним из способов передачи информации на флоте, особенно в ночное время и при плохой видимости. 
Image
Ходовая рубка
Судно управлялось именно отсюда -  при помощи рулевой колонки вместо классического деревянного штурвала. Колонка была установлена еще при строительстве корабля, в 1939 году, и считалась прорывной технологией своего времени.
Зал Великие географические открытия
Экспозиция зала посвящена открытиям новых земель и континентов XV-XVI вв. и рассказывает о самых известных путешественниках того времени. Вы можете познакомиться с биографией Христофора Колумба, Васко да Гама и многих других. Также вы можете увидеть оригинальные навигационные приборы тех времен: астролябия, квадрант, вахтенная доска, или лисица, которая помогала мореплавателям не потеряться в океане. 
Кают-компания
Кают-компания - это место жизни на корабле. Здесь капитан проводит все совещания и встречи, а старший состав экипажа отдыхает: столы накрываются для приема пищи. Это место уникально еще и тем, что хранит память о визитах на "Витязь" известных ученых и политических деятелей. В 1967 году, во время стоянки "Витязя" в порту Марокко, здесь побывал французский исследователь Мирового океана Жак ив Кусто.
Штурманская
В этом помещении проходила работа штурмана, который вместе с начальником экспедиции определял места научных станций и прокладывал маршрут судна.